Время. Автобан в обход Тольятти готов на 30 процентов

04.10.2021

Пройдена треть пути
Строительство современной скоростной трассы в составе транснационального коридора “Европа — Западный Китай” началось ровно два года назад. Именно тогда Самарская область и хозяйственное партнерство “Концессионная компания “Обход Тольятти” заключили концессионное соглашение сроком на 20 лет о строительстве платной автомобильной дороги в составе международного транспортного маршрута “Европа — Западный Китай”. Премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин назвал ее самым масштабным дорожным проектом России на ближайшие три-четыре года, имеющим особое значение для всего евразийского пространства. Итогом работы станет современная трасса протяженностью 99,3 км категории I-Б. Это скоростная четырехполосная дорога с шириной полос 3,75 м с обязательной разделительной полосой и пересечением с автомобильными и железными дорогами только в разных уровнях. По завершении строительства дорожники нанесут разметку, установят барьерное ограждение, освещение, шумозащитные экраны и дорожные знаки.

Дорогу строят по заказу Федерального дорожного агентства “Росавтодор” и правительства Самарской области. Генеральный подрядчик — строительно-инвестиционный холдинг “Автобан”. Тот самый, который построил более 200 дорог длиной более 2500 километров, в том числе ЦКАД-3 и ЦКАД-4, федеральную трассу М-3 “Украина”, М-4 “Дон”, М-5 “Урал”, М-7 “Волга”, М-8 “Холмогоры” и М-11 “Нева”, входит в тройку крупнейших российских дорожно-строительных компаний и остается одним из ключевых генеральных подрядчиков “Росавтодор” и “Автодор”. Полвека он проектирует и стоит дороги, занимается инжинирингом и государственно-частным партнерством. Мост возводит ПАО “Мостотрест”, на счету которого более 7700 объектов. В сентябре 2021 года общая готовность проекта достигла 30%.

Что сделано
Часть работ уже завершена. Например, на 100% по всей протяженности трассы снят почво-растительный грунт. На 80% разработана выемка грунта, на 70% возведено земляное полотно. Дорога прошивает пересеченную местность как неумолимо прямая стрела до горизонта. Стоишь на осевой линии, где уложены первые слои дорожной одежды и робеешь от масштабов — по обеим сторонам будущей магистрали высятся огромные многометровые грунты. Дорожный пирог из песка, щебня и щебеночно-цементной песчаной смеси поднимается день за днем как на дрожжах. На сегодня нижний слой асфальтобетонного покрытия уложен на 26 км, средний слой — на 15 км.

Взято в работу 15 искусственных сооружений из 37 по проекту. Мостостроители до конца года выйдут на монтаж всех искусственных сооружений. На мосту через Волгу протяженностью более 3,6 км работы идут также интенсивно — одновременно сооружаются 14 опор и собираются пролетные строения. Объемы сделанной работы руководитель проекта “Обход Тольятти” ДСК “Автобан” Антон Гурьянов оценивает в тысячах тонн металлоконструкций: “На сегодня из уже смонтировано около 10 тысяч тонн металлоконструкций и частично надвинуто”.

Зачем трасса региону
Трасса М5 входит в список старейших автодорог страны. Она начала строиться в начале 30-х годов, на самой заре автомобилизации. Во время Великой Отечественной войны, когда Куйбышев стал запасной столицей, строительство участка Рязань — Куйбышев велось интенсивно. После отражения угрозы захвата Москвы приоритеты сменились, и трасса была сдана в 1946–1947 годах. К исходу 20 века пропускная способность М-5 “Урал”, проходящей через город, исчерпала свой потенциал полностью — 12 млн транзитных автомобилей в год в начале 30-х никто и представить не мог.

Строящаяся магистраль — это избавление и Жигулевской плотины, и жилых кварталов Тольятти от постоянных пробок. Это транспортная доступность и повышение инвестиционной привлекательности особой экономической зоны “Тольятти”, технопарка “Жигулевская долина”, ОАО “АВТОВАЗ”, наконец. Обход Тольятти улучшит логистику и деловые связи региона, приведет к созданию дорожной инфраструктуры. А это уже тысячи новых рабочих мест. Ожидаемая интенсивность трафика составит 60 тыс. автомобилей в сутки.

Ремонт тоже будет
Строительство магистрали такого уровня — это миллионы тонн грузов, интенсивное движение самосвалов и тяжелой техники. Региональная 30-километровая дорога, связывающая Шигоны с Климовкой, которую Минтранс определил в качестве основной для доставки стройматериалов, под таким ударом судьбы сдала, пошла сколами и трещинами. При отсутствии альтернативы по-другому и быть не могло. “Для того чтобы обеспечить безаварийный режим на эксплуатируемой дороге, мы осуществляем карточный ремонт. Более детальный ремонт для приведения дороги в нормативное состояние будет сделан после окончания строительства”, — говорит Антон Гурьянов.

Для поддержания дороги в рабочем состоянии ремонтные бригады до 10 человек регулярно выезжают на карточный ремонт. Заменяют разрушенное покрытие, вместо отсыпки щебнем укладывают асфальтобетонную смесь, на отдельных участках вскрывают поврежденное покрытие до основания и формируют заново. Качество дорожного полотна на этом участке доставки грузов к стройплощадке контролирует администрация района и ГИБДД, которые определяют первоочередные задачи ремонтникам. После завершения стройки, когда о потоке многотонных самосвалов можно будет забыть, “Автобан” за свой счет проведет капитальный ремонт — по сути, отстроит 30-километровую региональную трассу заново.

Дыхание стройки
Стокилометровый объект в непрерывном развитии, невзирая на календарь и смену сезонов, — где-то продолжается устройство земляного полотна, где-то укрепляются откосы, делаются насыпи и выемки грунта, переподключаются газопроводы, укладываются слои дорожной одежды и бортовой камень. При понижении температуры, когда работа с асфальтобетонным покрытием невозможна, дорожники переходят на другие участки. Основную часть стройматериалов “Автобан” заказывает на местах, например, песок везут из Яблоневого оврага. Так что местные поставщики стройматериалов при таком заказчике довольны жизнью и остаются с хорошей прибылью. А вот асфальтобетонную смесь “Автобан” готовит самостоятельно на двух мобильных заводах, установленных на обоих берегах Волги. Только один бетоноукладчик укладывает 3000 тонн щебеночно-цементной песчаной смеси в сутки. А таких спецмашин на стройке десятки.

“Уложенную смесь уплотняют дорожным катком, поливают водой для того, чтобы она начала набирать прочность, а затем покрывают битумной эмульсией, чтобы предотвратить испарение влаги, — пояснил начальник участка Владимир Братусь. — На этом участке работают два 25-тонных самосвала, которые возят смесь из Шигон. Пока один самосвал сгружает смесь в бункер бетоноукладчика, другой встает под загрузку на заводе. На преодоление плеча в 30 километров уходит столько же времени, что и на укладку смеси, поэтому работа идет непрерывно”.

Одна из крупнейших
50 лет строительно-инвестиционный холдинг “Автобан” строит дороги — проектирует, привлекает инвестиции, занимается их эксплуатацией — качественно и в срок. Общий объем контрактов холдинга превысил 330 млрд рублей. Компания входит в тройку крупнейших в России и остается одним из ключевых генеральных подрядчиков “Росавтодора” и Госкомпании “Автодор”.

“У “Автобана” огромный опыт строительства и реконструкции дорог высшей технической категории. Поэтому я уверен, что в сотрудничестве с таким надежным партнером, как государственная компания “Автодор”, работы будут выполнены с безупречным качеством и в срок”, — считает генеральный директор холдинга “Автобан” Алексей Андреев.

Связь времен
Во время подготовки территории к строительству проводились археологические изыскания, которые выявили, что 3500 лет назад близ села Молячкино Шигонского района было селище. Об этом свидетельствует не только уникальный глиняно-деревянный колодец, но и предметы быта: набор ножей из металла, сосуды из глины, элементы конской узды из рога и бронзовый топор, который использовался в качестве оружия. Колодец, к изумлению ученых, был обнаружен в идеальном состоянии. Это было бы неудивительно где-нибудь в Египте с его засушливым климатом. А для средней полосы России с ее высокими грунтовыми водами это огромная редкость. По мнению ученых, были найдены материалы, строительные сооружения и погребения сразу нескольких исторических эпох.

Источник: