Интерфакс. Ценообразование в госконтрактах на строительство автодорог устарело и нуждается в пересмотре – CEO “Автобана”

15.09.2021

Базисно-индексное ценообразование, используемое при расчете максимальной цены контрактов на строительство дорог – в частности, в рамках 44-ФЗ – далеко от реалий и нуждается в пересмотре, считает гендиректор АО “ДСК “Автобан” Алексей Андреев.

“Очень серьезная проблема – вопрос ценообразования. Оно еще пока базисно-индексное. То есть, 2000-й год индексируется в сегодняшний день, и уже 21 год мы так индексируем. Конечно, стоимости, которые сегодня у нас есть по этой методике, не отвечают абсолютно тем реалиям, которые есть на самом деле”, – сказал Андреев в рамках сессии форума “Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве” в Сочи.

Он сообщил, что на прошлой у курирующего строительство вице-премьера РФ Марата Хуснуллина состоялось совещание, на котором, в частности, рассматривалась проблема ценообразования. По его итогам Минстрою, Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину были даны поручения, отметил Андреев.

“На сегодняшний день та заработная плата, которая предусмотрена в сметном ценообразовании, не отвечает реалиям. Что касается каменных материалов – щебеночно-песчаная смесь, допустим – тоже мы, значит, закупаем ее, условно говоря по 2,5 тысячи, а в ценообразовании она 1,2 тысячи. Пески тоже – мы практически не можем уложиться подчас в те стоимости, которые есть”, – пояснил глава “Автобана”.

Он отметил, что для расчета реальной цены проводимых работ компания использует ресурсный метод. “То есть, мы берем ресурс и пересчитываем, что мы с ним делаем и как он в конечном итоге попадает в дорогу. Тогда получается уже в действительности та стоимость, за которую мы можем построить. К сожалению, на сегодняшний день пока экспертиза принимает все по нормативам, которые, к сожалению, не отражают действительности. И в этом отношении есть, конечно, ущербность во всей этой ситуации”, – добавил Андреев.

По мнению гендиректора “Автобана”, строители дорог сильнее других участников рынка ограничены действующими правилами ценообразования. “Мы как строительная отрасль единственные в России, кто не в рынке. Все остальные в рынке. Кто-то строит квартиры – продает в рынок. Кто-то, условно говоря, даже на государство работая – ну, например, поставляя оборудование какое-то медицинское или мебель – все абсолютно в рынке. И те, кто поставляет нам каменные материалы, битум, металл, цемент. То есть, все основные строительные материалы – все в рынке. Только мы не в рынке, потому что нас ограничили тем, что называется НМЦК, которая посчитана по ущербному ценообразованию – 2000-й год проиндексирован в 2021-й”, – сказал “Интерфаксу” гендиректор АО “ДСК “Автобан”.

АО “ДСК “Автобан” – один из крупнейших в РФ инфраструктурных подрядчиков. Компания участвовала во множестве дорожных строек, в том числе на этапах ЦКАД. Сейчас “Автобан” строит обход Тольятти с мостом через Волгу, а также два этапа скоростной автомагистрали М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань.

По данным аналитической системы “СПАРК-Интерфакс”, выручка АО “ДСК “Автобан” за 2020 год составила 32,6 млрд руб. (-30,9% г/г), чистая прибыль – 7,7 млрд руб. (рост в 3,4 раза).