РосИнфра. ТОП-10 крупных концессионных проектов

21.07.2020

Механизм концессий позволяет реализовывать масштабные инфраструктурные проекты с меньшей нагрузкой для бюджета, чем если бы это было в рамках госзаказа. С помощью концессионных соглашений в России строятся федеральные трассы, прокладываются в труднодоступные регионы железные дороги, развиваются аэропорты и соединяются берега. Мы собрали топ-10 проектов (участки М11 и ЦКАД объединены в один пункт) с наибольшим объемом инвестиций.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЭЛЕГЕСТ-КЫЗЫЛ-КУРАГИНО

На сегодняшний день, по данным платформы «РОСИНФРА», самым крупным по объему инвестиций является концессионный проект по созданию железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино. Инициатором проекта выступило АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» бизнесмена Руслана Байсарова. Концессионное соглашение между «ТЭПК «Кызыл — Курагино» и Росжелдором было заключено 17 мая 2018 года.

Срок соглашения – 30 лет, из них строительство должно занять 4,5 года, но изначальные сроки несколько раз сдвигались. Общий объем инвестиций – 194,2 млрд руб. Проект реализуется без привлечения бюджетных средств. Возврат инвестиций предусмотрен с помощью прямого сбора платы с потребителей за пользование объектом и платы концедента в формате компенсации минимального гарантированного дохода. Концессионная плата состоит из фиксированной части – 120 млн руб. (с учетом НДС) ежегодно (в первый год – 170 млн руб.) и части сверхдохода.

Дорога предназначена для вывоза концентрата коксующегося угля Элегестского месторождения на российские металлургические комбинаты России и на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Это будет первая железная дорога в Туве, которая соединит регион с Транссибирской магистралью. В начале 2020 года был выбран проектировщик, который должен провести проектно-изыскательные и иные работы до августа 2021 года.

СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД

Еще одним крупным проектом в железнодорожной отрасли стала концессия по строительству Северного широтного хода, в частности, участка Обская-Салехард-Надым. Концессионное соглашение было подписано между Росжелдором и специально созданной компанией – ООО «СШХ» 2 октября 2018 года.

Срок соглашения – 35 лет. Общий объем инвестиций – 134,4 млрд руб., из которых внебюджетные (собственные и заемные средства) составляют 119,4 млрд руб., капитальный грант – 11,8 млрд руб. Возврат инвестиций будет осуществляться через плату концедента и прямой сбор платы с потребителей. На этапе эксплуатации предусмотрена ежегодная концессионная плата в размере 100 тыс. руб., а также выплата части свердоходов.

Северный широтный ход свяжет Транссибирскую магистраль с портом Сабетта, что благоприятно скажется на перевозке грузов (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы) и связности регионов.

ОБХОД ТОЛЬЯТТИ С МОСТОВЫМ ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ

Значимым проектом для развития связности регионов и логистических путей является строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу стоимостью 120,8 млрд руб. Дорога с мостом станет частью международного транспортного маршрута «Европа –Западный Китай». Концессионное соглашение по проекту подписано 16 октября 2019 года между правительством Самарской области и ХП «Концессионная компания «Обход Тольятти» («Инфракап», «Автодор платные дороги», «ДСК «Автобан»), которая выступила с частной концессионной инициативой.

Срок соглашения – 20 лет. Внебюджетные инвестиции в проект составляют 53,5 млрд руб., капитальный грант – 67,4 млрд руб. Возврат инвестиций будет обеспечен через плату концедента и прямой сбор платы с потребителей. Предусмотрена единовременная концессионная плата в размере 1 тыс. руб.

Обход Тольятти протяженностью около 100 км включен в комплексный план магистральной инфраструктуры. Дорога будет 1Б технической категории с четырьмя полосами движения.

АВТОДОРОГА СОЛНЦЕВО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Активно использует механизм концессий для развития региональной инфраструктуры Московская область. 1 февраля 2020 года было подписано концессионное соглашение между областным правительством и ООО «Лыткаринская платная дорога» по созданию и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги, которая пройдет от Солнцево через Бутово, Видное и ряд других населенных пунктов к Железнодорожному.

Срок соглашения – 29 лет. Общий объем инвестиций – 86,7 млрд руб., из них внебюджетные составят 52,1 млрд руб., бюджетные – 34,6 млрд руб. Вернуть вложенные средства концессионер сможет с помощью сбора платы с потребителей и платы концедента в форме МГД.

Протяженность дороги составит 53 км, количество полос движения – от четырёх до шести, интенсивность движения – 40 тыс. автомобилей в сутки. Дорога соединит населенные пункты, расположенные на южных, юго-восточных и восточных территориях Московской области, сократив время в пути. Стоимость проезда составит 10 рублей за 1 км.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОДОРОГА (комплекс №3 и №4)

В Московской области реализуется еще один масштабный дорожный проект – Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Наиболее дорогими являются пусковые комплексы №3 (84 млрд руб.) и №4 (85,4 млрд руб.). Концессионное соглашение по комплексу №3 было подписано между госкомпаний «Автодор» и ООО «Автодорожная строительная корпорация» («ДСК «Автобан») 11 августа 2016 года. По комплексу №4 концессионное соглашение между «Автодором» и ООО «Юго-восточная магистраль» («ДСК «Автобан», РФПИ) было заключено 2 июня 2017 года

Срок каждого соглашения – 30 лет. Внебюджетные средства (заемное финансирование) на ЦКАД-3 составляют 42 млрд., такая же сумма предусмотрена из федерального бюджета и ФНБ. На ЦКАД-4 – 35,7 млрд руб. из внебюджетных источников и 49,7 млрд руб. из федерального бюджета и ФНБ. Возврат инвестиций по обоим проектам будет осуществляться в виде платы концедента.

ЦКАД протяженностью 339 км пройдет по территории Подмосковья и Новой Москвы на расстоянии 50 км от МКАД и станет частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Сроки ввода в эксплуатацию участков дороги несколько раз переносились. Теперь власти ожидают завершения строительства в 2021 году.

МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛЕНУ В ЯКУТИИ

В 2019 году с помощью концессионного механизма удалось сдвинуть с мертвой точки проект строительства моста через реку Лену в районе Якутска, реализацию которого обсуждают ни одно десятилетие. Концессионное соглашение между правительством Якутии и «Восьмой концессионной компанией» (СП группы «ВИС» и госкорпорации «Ростех»), выступившей с частной инициативой, было подписано 13 февраля 2020 года.

Срок соглашения – 25 лет, из них 6 лет – на проектирование и строительство. Общий объем инвестиций – 83,2 млрд руб., из которых 28,9 млрд руб. – внебюджетные, 54,3 мрлд – капитальный грант. Возврат инвестиций предусмотрен через плату концедента и прямой сбор платы с потребителей.

Мост соединит западную и восточную части Якутии, что скажется на стоимости и сроках перевозки грузов и пассажиров, а также обеспечит пространственную связность Дальнего Востока и Арктики. В начале июля вице-премьер Марат Хуснуллин предложил ускорить строительство моста и сдать его не в 2025, а в 2024 году.

СКОРОСТНАЯ ТРАССА М-11 «НЕВА»

Значимой частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» станет федеральная трасса М-11 «Нева», которая связала Москву и Санкт-Петербург. Самыми дорогими стали участки 15-58 км (59,6 млрд руб.) и 543 – 684 км (82,6 млрд руб.). Концессионные соглашения по 15-58 км (первый участок) заключено 27 февраля 2009 года между госкомпанией «Автодор» и ООО «Северо-Западная концессионная компания» (VINCI и «Мостотрест»), по 543-684 км (седьмой участок) – 18 ноября 2014 года между «Автодором» и ООО «Магистраль двух столиц» (ВТБ Капитал и VINCI Highways).

Срок соглашения по участку 15-58 км – 31 год. Из внебюджетных источников в проект было вложено 36,6 млрд руб., из бюджета – 23 млрд руб. Срок соглашения по участку 543 – 684 км – 27 лет. 25 млрд руб. было направлено из внебюджетных источников, 57,6 млрд – из бюджета. Возврат инвестиций по первому участку предусмотрен через прямой сбор платы с потребителей, по седьмому – с помощью платы концедента.

Первым был запущен участок 15-58 км, это произошло в декабре 2014 года, а с ноября 2015 года на нем был введен режим платности. Седьмой участок удалось запустить только в сентябре 2019 года. Через два месяца было открыто движение по всей магистрали.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО

До недавнего времени в концессию передавали только региональные аэропорты, видя в этом возможность доинвестировать их. Разговоры о концессии аэропортов МАУ длились не один год, но в итоге только 25 декабря 2018 года было подписано концессионное соглашение в отношении Шереметьево между Росавиацией и АО «Международный аэропорт Шереметьево».

Срок соглашения – 49 лет. Инвестор вложит в развитие аэропорта 61 млрд руб. Компенсация затрат предусмотрена через прямой сбор платы с потребителей (авиакомпаний). Концессионная плата – 1 тыс. руб. в год.

В рамках концессии будет запущен терминал С1, построен С2 и реконструирован F. Из аэродромных объектов будут построены две магистральные рулежные дорожки, перрон, реконструирована первая взлетно-посадочная полоса.

Также в числе концессионных проектов с большим объемом инвестиций можно отметить: Северный дублер Кутузовского проекта в Москве (43 млрд руб.), обход Хабаровска (41,3 млрд руб.), систему взимания платы с большегрузов «Платон» (28,9 млрд руб.) и другие.

Источник: https://rosinfra.ru/news/top-10-krupnyh-koncessionnyh-proektov