Холдинг «Автобан» выступил с предложениями по поддержке инфраструктурного строительства

27.02.2025

На этой неделе в Москве прошел форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», организатором которого выступает Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК). Представители федеральной и региональной государственной власти, бизнеса и банковского сектора ежегодно собираются на полях форума для обсуждения и формирования предложений в адрес Правительства Российской Федерации по поддержке инфраструктурных инициатив и содействию реализации новых инвестиционных проектов.

Основной темой дискуссий в этом году стали инструменты поддержки рынка государственно-частного партнерства в сложных макроэкономических условиях. Спикеры обсудили создание абсолютно новых мер поддержки, а также сделали акцент на более рациональном использовании уже существующих. Холдинг «Автобан», входящий в состав АИИК, принял участие в форуме в качестве представителя крупнейших концессионеров дорожного строительства. В мероприятиях форума активное участие приняли председатель совета директоров АО «ДСК «Автобан» Алексей Андреев, генеральный директор холдинга «Автобан» Юлия Штрек и заместитель генерального директора по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами Денис Анисимов.

Один из путей развития инфраструктурного строительства руководство «Автобана» видит в расширении сети платных дорог II-III категории. Так, на текущий момент в России сформирована опорная сеть магистральных дорог I категории, среди которых такие трассы как М-4, М-11, М-12 и другие. При этом более 30 миллионов россиян проживают в муниципальных районах, которые не имеют прямого выхода к основным транспортным коридорам высокой пропускной способности. Реализация перспективных маршрутов II-III категории обеспечит развитие регионов России и увеличит население районных центров и городских округов благодаря их интеграции в основные транспортные потоки России. Среди таких перспективных маршрутов «Автобан» видит автодороги от Североморска до границы с Украиной, от Архангельска до Новороссийска и от Архангельска до границы с Грузией, от Нижнего Новгорода до Ярославля и другие.

Подобные проекты, за счет снижения категорийности дорог и привлечения инвестиций, возможно реализовать с минимальным бюджетным финансированием. Вернуть внебюджетные вложения планируется за счет сбора платы за проезд, так как предложенные направления имеют высокий платежный спрос и востребованность у населения и грузоперевозчиков. Таким образом, строительство дорог II-III категории принесет социально-экономическую окупаемость всем участникам концессий. Предложенная программа, в случае ее принятия, поможет увеличить протяженность федеральных и региональных дорог на 5000 км за 5 лет, минимизирует бюджетные затраты до 100 млрд в год, повлияет на рост экономической активности, транзитного и туристического потенциала регионов.

Одним из возможных механизмов поддержки рынка инфраструктурного строительства заместитель генерального директора «Автобана» по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами Денис Анисимов видит привлечение частных инвестиций. Новым долгосрочным инструментом покрытия кассового разрыва могут стать облигации с плавающим купоном, зависящим от объема сверхдохода на эксплуатационной стадии. Частные инвестиции помогут снизить факторы риска для участников концессии и обеспечить реализацию необходимых регионам проектов. «Существуют проекты со сверхдоходом. Они есть в Москве, в Московской области, они есть в Северо-Западном регионе. И это как раз та предпосылка, чтобы капитал физических лиц – сейчас это уже более 60 триллионов рублей – привлекать в приоритетные сектора экономики. Этот механизм, с учетом дефицита финансирования разогнавшейся инфраструктурной машины, может оказать значительную поддержку строительной отрасли», – подчеркнул Денис Анисимов.

Данное предложение требует детальной проработки и экспертного заключения АИИК о том, что инструмент укладывается в конкретный проект и может быть использован для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру страны. «Это обязательно должна быть государственная программа, чтобы получилось преодолеть недоверие регионального концедента к механизму концессий», – прокомментировал Денис Анисимов.