«Автобан»: наша задача – следовать единой концепции стратегического развития Дальнего Востока

13.02.2023

9 февраля заместитель начальника управления инвестиционных проектов холдинга «Автобан» Антон Пешков выступил в Lotte Hotel Moscow на совместной конференции Промсвязьбанка и РБК «Стабильность транспортной системы как фактор развития деловой среды». Вместе с ведущими экспертами транспортной отрасли Антон рассказал об основных вызовах и перспективах, а также о компетенциях и планах развития холдинга.

В выступлении Антон подчеркнул, что в ближайшем будущем очень перспективным будет строительство новых автомобильных дорог на востоке России, в том числе на Дальнем Востоке:

«Дальний Восток имеет более чем выгодное расположение. Во-первых, это самый удобный доступ к «фабрике мира», в которую входят Китай с населением 1,4 млрд человек, Южная Корея, Япония, Индонезия. Во-вторых, это ключ к изучению и освоению богатств Арктики. И в-третьих, это безграничные просторы для дальнейшего развития транспортного каркаса, состоящего из новых автомагистралей, скоростных железных дорог, Северного морского пути, портов Приморья, авиационного сообщения и внутреннего водного транспорта». 

Стратегически значимое положение Дальнего Востока определяет амбициозные планы развития транспортного комплекса в самое ближайшее время, включая морские и речные маршруты, международное и внутренне авиасообщение, железнодорожные линии.

«Наша задача – не просто строить больше дорог, а следовать единой концепции стратегического развития Дальнего Востока: строить дороги в соответствии с развитием Северного морского пути, модернизацией БАМа, Транссиба и других железнодорожных магистралей, следовать программе развития дальневосточных портов, промышленных гигантов и индустриальных кластеров,  – пояснил Антон Пешков. – Неудовлетворенный спрос на высококачественные современные удобные магистрали на Дальнем Востоке возник не вчера, он накапливался как минимум несколько последних десятилетий. Долгое время мы были ориентированы на логистику преимущественно с Европой, дороги Дальнего Востока у нас финансировались по остаточному принципу. В результате получился перекос: большие, современные, технологичные порты на Дальнем Востоке есть, а достаточной пропускной способности дорог для обеспечения бесшовной логистик — нет. После известных событий этот перекос никуда не делся, он только усилился и стало совершенно очевидно, что по-хорошему исправлять это надо было еще вчера, и жизненно необходимо очень много работать в этом направлении сегодня». 

Сегодня интенсивное строительство дорог на Дальнем Востоке – одна из приоритетных задач российского транспортного комплекса. В этом плане мы видим множество положительных сдвигов. Во-первых, это грандиозная стройка века М-12 «Восток»: эта скоростная магистраль протянется через всю страну от Москвы через Казань, Екатеринбург и Тюмень вплоть до Владивостока с его почти десятком морских портов. Правда, случится это не завтра: до Владивостока магистраль дотянется через семь лет. Программа рассчитана до 2030 года и потребует порядка 600 млрд бюджетных средств.

«В связи с реализацией крупных магистральных проектов в федеральном бюджете меньше денег остается для обходов крупных городов и других региональных и муниципальных проектов, отметил по этому поводу Антон Пешков. И здесь было бы эффективно задействовать ресурсы банковской системы, в том числе через механизм частной концессионной инициативы. У нас накоплен колоссальный опыт строительства магистралей высшей технической категории. Мы готовы рассмотреть различные варианты сотрудничества и предложить наши компетенции в строительстве обходов крупных городов, подъездных путей к портам и индустриальным кластерам. Это бы способствовало более быстрой реализации необходимых проектов на уровне городов и регионов».

Помимо огромного спроса на высококачественные дороги, ведущие к морским портам, на Дальнем Востоке сложился не менее огромный спрос на строительство новых путепроводов.

«С запада на восток регион пересекают ключевые российские железнодорожные магистрали – БАМ, Транссиб и их многочисленные ответвления, – поясняет Антон Пешков. – Многие дальневосточные города железные дороги рассекает пополам. Нередка ситуация, когда на крупный город с населением под сотню тысяч жителей работает единственный путепровод, и тот двухполосный. Об удобной логистике и комфорте жителей речи не идет».

Подводя итоги конференции, все выступающие согласились с тем, что автомобильные дороги по-прежнему остаются связующим звеном не только между населенными пунктами, но и между морскими, речными и аэропортами, железнодорожными станциями. Без современных, удобных и безопасных автомобильных дорог о притоке населения и строительстве нового жилья, о новых рабочих местах и миллиардных инвестициях в Дальний Восток можно забыть.