ГЧП в России: дорога в будущее

24.01.2024

На фото: Полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров, Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и генеральный директор холдинга «Автобан» Алексей Андреев инспектируют ход строительства

В Самарской области полным ходом идет строительство новой трассы и моста через Волгу в составе транспортного коридора «Европа — Западный Китай» — самого крупного дорожного проекта, реализуемого на принципах государственно-частного партнерства в России, который имеет особое значение для выстраивания новых логистических цепочек с Китаем. О том, как происходит строительство обхода города Тольятти, рассказали участники проекта.

Новый путь

Строительство трассы и моста через Волгу в составе транспортного коридора «Европа — Западный Китай», который многие называют «Новым Великим шелковым путем», способствует экономическому и социальному развитию региона. Особенностью обхода города Тольятти стал мост через Волгу на 26 опорах протяженностью 3,7 км, при проектировании которого применена уникальная технология с использованием опускных ящиков для устройства русловых опор. При возведении этого внеклассного сооружения использовано 106,5 тыс. тонн металла. Ход строительства моста проинспектировал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

«Проект важен и для Самарской области, и для страны, и для укрепления межгосударственного сотрудничества со странами Азии, в том числе Китаем. Уверен, что новая дорога даст положительные социально-экономические эффекты для региона: открытие новых предприятий и производств, создание новых рабочих мест и увеличение инвестиций в регион. Речь про колоссальный импульс развития производств и логистических центров. Трасса проходит по границе особой экономической зоны Тольятти, что даст дополнительный импульс к развитию городского округа и всего региона», — отметил Дмитрий Азаров.

На начало 2024 года объект реализован на 90%, и есть полная уверенность, что в соответствии с ранее утвержденными графиками в этом году обход Тольятти примет первые автомобили. Реализовать столь масштабную стройку в непростых экономических условиях последних лет позволило привлечение частного капитала через инструмент концессий.

Источник финансирования

В конце 2023 года концессионная компания «Обход Тольятти», которая входит в строительно-инвестиционный холдинг «Автобан», получила престижную премию «Ведомости. Импульс» в категории «Финансовое закрытие». «Автобан», который строит обход Тольятти, регулярно использует концессии в своих инфраструктурных проектах. Несмотря на рост стоимости строительных материалов и повышение ключевой ставки, холдингу удалось сохранить темпы строительства, для чего были использованы все доступные источники: и бюджетные, и кредитные, и собственное финансирование.

О том, как работает инструмент ГЧП, рассказал генеральный директор АО КК «Обход Тольятти» Алексей Ерыгин: «Концессию можно сравнить с ипотекой: строй сейчас, пользуйся сейчас, а расплачиваться можно постепенно, в будущем. По инфраструктурным проектам это дает возможность не откладывать, а строить, используя банковские кредиты, чтобы уже сейчас реализовывать масштабные инфраструктурные проекты и получать положительные социальные и экономические эффекты, стоимость которых обычно превышает стоимость самого строительства».

Один из главных плюсов концессий — возможность использовать кредитное финансирование, что особенно актуально в ситуации, когда многие проекты откладываются именно из-за нехватки бюджетного финансирования, в то время как банковское финансирование остается слабо задействованным.

У холдинга десятки финансовых партнеров, десятки различных организаций, каждая со своими интересами. Чтобы объединить всех для строительства такого крупного и необходимого стране и региону объекта, от команды «Автобан» потребовались определенные знания и усилия. В результате на строительство 99-километровой дороги удалось привлечь 140 млрд руб. из семи различных бюджетных и частных источников в кратчайшие сроки.

Важное решение, которое было сделано, — холдингу удалось привлечь заем от ДОМ.РФ по субсидированной процентной ставке, что позволило сэкономить деньги регионального бюджета и сбалансировать финансовые показатели проекта. Именно эта работа позволила продолжить строительство и была отмечена премией «Ведомости. Импульс».

Выигрывают все

Инструмент концессии позволяет ускорить запуск крупных инфраструктурных проектов и вносит ощутимый вклад в развитие экономической и социальной сфер нашей страны: регионы получают новые дороги, банки — процент с кредитов, а строители реализуют крупные инфраструктурные дорожные проекты, сокращая время в пути между городами, регионами и странами.

О положительных эффектах внедрения ГЧП в дорожном строительстве рассказал заместитель генерального директора по финансовому развитию и управлению инвестиционными проектами ДСК «Автобан» Денис Анисимов: «Холдинг “Автобан” является лидером в осуществлении подобного рода проектов. Мы находимся на эксплуатационной фазе таких крупных проектов как ЦКАД-3, ЦКАД-4, которые являются знаковыми для всей нашей транспортной системы. Активно работаем в регионах: недавно было подписано концессионное соглашение в Нижегородской области».

На начало 2024 года «Автобаном» было заключено концессий на сумму более 400 млрд руб. Это 324 км построенных по концессии и действующих дорог, без учета реконструкций, текущих и новых проектов, таких как «Обход Тольятти» в Самарской области или «Дублер пр. Гагарина» в Нижегородской области.

Чтобы у строительной отрасли и впредь сохранялась возможность гибко реагировать на колебания финансового рынка, специалисты холдинга «Автобан» совместно с правительством России, крупнейшими автодорожными компаниями и банками страны разрабатывают проект постановления о субсидировании процентной ставки при реализации крупных автодорожных проектов через механизм концессионных соглашений. Реализация такой меры поддержки позволит ввести в эксплуатацию более полутора тысяч километров дорог и получить до 2045 года более 7 трлн руб. в качестве эффекта от инвестиций, внеся ощутимый вклад в экономическое и социальное развитие страны.

Что касается трассы, строительство на обходе Тольятти идет согласно ранее утвержденному плану. Открытие обхода запланировано на 2024 год. Но уже сейчас, как отмечает губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, многие крупные маркетплейсы начинают строить свои склады поближе к новой дороге, исходя уже из новой логистики.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6453913?erid=4CQwVszH9pWvK5sSNHT