Дороги. Инновации в строительстве. Июль 2019. Алексей Андреев: “Автобан” и формат будущего.

15.07.2019

Группа компаний «Автобан» — партнер Государственной компании «Автодор» практически с самого начала ее деятельности в 2009 году. Доля заказов от Госкомпании составляет до 90%, а общий объем контрактов — до 144 млрд рублей. «Это очень положительная тенденция — развивать инфраструктуру за счет не только государственных денег, но и частных инвестиций», — считает генеральный директор Группы компаний «Автобан» Алексей Андреев.

– Назовите ключевые проекты холдинга на сегодняшний день?

– «Автобан» много лет сотрудничает с Федеральным дорожным агентством «Росавтодор» и Госкомпанией «Автодор», поэтому начну с наших совместных проектов. Первым был обход г. Ельца в Липецкой области протяженностью 85 километров. Тогда мы задействовали более 3 000 специалистов и 1500 единиц техники. Следующим стала реконструкция 43 километров трассы М4 «Дон» в Краснодарском крае в 2011 году – тот проект был первым, заключенным на выполнение работ по контракту жизненного цикла. Тогда же мы начали применять скоростную бесшовную укладку асфальтобетонного покрытия с помощью широкозахватного асфальтоукладчика с активной жесткой плитой и высококачественную уплотняющую технику Asphalt Manager с автоматическим контролем температуры и плотности. В том же 2011 году мы построили три многоуровневых развязки трассы М1 «Беларусь» на пересечении с Подушкинским, Красногорским и Можайским шоссе. В 2015 году очередным совместным проектом стала реконструкция 70 километров трассы М3 «Украина» в Калужской области – здесь мы построили первый в России экодук для диких животных, как это принято делать в экономически развитых странах. Кроме того, в этом проекте «Автобан» впервые стал и подрядчиком, и соинвестором проекта. Далее последовали реконструкция и новое строительство магистралей М5 «Урал», М7 «Волга», М11 «Москва-Санкт-Петербург», М8 «Холмогоры».

Но если говорить о наиболее значимых совместных проектах, то на сегодняшний день, это, бесспорно, ЦКАД-3 и ЦКАД-4. Это один из ключевых проектов не только для «Автобана», но и для страны.

В целом по всем проектам в 2018 году «Автобан» выполнил строительных работ на 56 млрд рублей, в 2019 году мы надеемся нарастить этот показатель до 77 млрд рублей.

– Какую долю рынка занимает сейчас «Автобан»?

– Общий объем портфеля составляет 300 млрд. рублей, доля российского дорожно-строительного рынка – порядка 8%. Сейчас производственные мощности и парк техники позволяют ежегодно строить и реконструировать 200 км автомагистралей высшей категории. В 2018 году мы построили и реконструировали 190 км федеральных и региональных дорог, из них 46 км – по ГЧП-контрактам. Что касается ГЧП контрактов, то ЦКАД-3 и ЦКАД-4 мы с “Автодором” строим на условиях концессии, стратегические партнеры холдинга – Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк и Российский Фонд Прямых Инвестиций.

– Говоря о ГЧП-контрактах: как сейчас обстоят дела с трассами ЦКАД-3 и ЦКАД-4?

– ЦКАД – это спасательный круг для Москвы и включение России в главные международные коридоры. Он разгрузит от транзитного транспорта МКАД, который сейчас больше стоит, чем едет, и сократит пробки на главных вылетных магистралях.

Протяженность ЦКАД-3 составляет 101 километр, на нем возведут 67 искусственных сооружений, выполнят более 17 млн кубометров земляных работ, покроют асфальтобетоном более 2 млн квадратных метров. Сейчас на стройке работают более 2500 человек из 23 подрядных организаций и более 600 единиц дорожно-строительной техники, машин и механизмов. На сегодняшний день мы выполнила работы по устройству конструктива дорожной одежды на 80-90%, выходим на финишную прямую по строительству искусственных сооружений и обустройству дороги. По прогнозам экспертов, третий пусковой комплекс будет первым введен в эксплуатацию.

На ЦКАД-4 строительные работы мы начали в апреле 2018 года с небольшим опозданием, вызванным лесорубочными работами и переустройством инженерных сетей – четырех магистральных и пятнадцати распределительных газопроводов, кольцевого нефтепродуктопровода Московской области, более ста линий электропередач и пр. Кроме того,  понадобилось время на оптимизацию проекта: изменение ряда согласованных ране схем транспортных развязок, протяженности и количества мостовых и искусственных сооружений,  водопропускных труб, устройства более технологичной и долговечной конструкции дорожной одежды.  На 97 километрах ЦКАД-4 «Автобан» возведет 64 искусственных сооружения. Объём земляных работ на объекте составляет почти 22 миллиона кубометров, площадь покрытия – порядка 3 млн квадратных метров. Сейчас на строительстве занято 16 строительных организаций численностью 1350 человек и без малого 770 единиц дорожно-строительных машин и механизмов.

Каковы перспективы ГЧП-контрактов в России?

Я уверен, что ГЧП – это формат будущего, который помогает вовлекать в инфраструктурное строительство широкий спектр разных форм инвестиционных вложений, как частных, так и государственных. При сложившемся дефиците дорог ни государство, ни бизнес не потянут такие расходы в одиночку. Государственно-частное партнерство – это далеко не так сложно, как кажется со стороны, при этом взаимовыгодно и гораздо более качественно и эффективно по сравнению с отживающими свой век подрядами.

Подтверждает этот тот факт, что в мировой практике строительство дорог осуществляется по большей части в рамках ГЧП-партнерства, это давно отладенный и прибыльный бизнес. Мы в этом плане отстали, поскольку в Россию такая форма партнерства пришла совсем недавно, в 2005 году, когда был принят 115-й Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Однако в этом присутствует и большой плюс: мы имеем возможность изучить опыт богатый опыт других стран и применить наиболее эффективные, прозрачные и взаимовыгодные механизмы.

– Вы согласны с устоявшимся выражением, что дороги – это одна из двух острых проблем России? Когда, по-вашему, оно перестанет быть актуальной?

– Необходимо в течение как минимум 20-30 лет инвестировать в дорожную отрасль не менее 3% ВВП, сократить сроки внесения изменений в проектную документацию, вкладывать средства в образование и подготовку квалифицированных специалистов, обеспечить дорожников высококачественными строительными материалами и техникой, модернизировать российскую дорожную спецтехнику. Необходимо установить прозрачные правила игры в сфере ГЧП-проектов. Сейчас этот рынок только формируется – меняются и редактируются законы и подзаконные акты, требования к участникам и их взаимодействию. Каждое такое изменение дополнительно встряхивает весь рынок. На сегодняшний день всем дорожно-строительным компаниям расслабляться рано, если федеральные и отчасти региональные дороги приведены в порядок, то многие местные дороги остаются в ужасном состоянии. К счастью, в течение последних шести лет «дорожный вопрос» понемногу выправляется. Если в 2012 году в нормативном состоянии находилось всего 20% федеральных и менее 40% региональных трасс, то к началу 2019 года реконструировали и отремонтировали почти 85% федеральных и 65% региональных дорог. При этом реконструированные магистрали выглядят ничуть не хуже знаменитых немецких автобанов. Поезжайте по М11, по реконструированным участкам М1, М3, М4, М8 и найдите хоть одно отличие от европейских магистралей.

– Каковы планы «Автобана» на ближайшее будущее?

– Мы планируем усиливать инжиниринговые компетенции компании, сосредотачиваясь на проектном управлении и привлекая высокопрофессиональных подрядчиков, это выгодно компании и повышает качество проектов для заказчиков. Мы учитываем заинтересованность федеральных властей в развитии магистральной инфраструктуры и готовы к активному сотрудничеству в этом сегменте, намерены продолжить вносить свой вклад в развитие рынка ГЧП-проектов.

Хочу отметить, что несмотря на многочисленные проблемы, задачи и вызовы, состояние российских дорог идет на поправку. Если по данным Global Competitiveness Index в 2015–2016 гг.  Россия была в хвосте аутсайдеров, на 123-ем месте из 140, то в рейтинге за 2017-2018 гг. мы поднялись на 9 позиций до 114-ого места. Тренд явно позитивный и показывает, что многие из государственных программ и инициатив были полезными и эффективными для отрасли.

Источник: http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/july2019/july2019.pdf