Платформа +1. «Зеленая» дорога

14.01.2022

Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан» — о том, как ответственно управлять инфраструктурным бизнесом в новой парадигме ценностей.

Тренд на экологичность и ответственность перед обществом распространяется на все сферы экономики, в том числе и на дорожное строительство. Сегодня устойчивое и успешное развитие бизнеса невозможно без курса на осознанное отношение к нашей планете и ее ресурсам. В основе нового этапа ведения бизнеса лежат ESG-технологии. ESG — это экологическое, социальное и корпоративное управление компанией и ответственность перед сотрудниками, заказчиками и обществом в целом, которые обеспечивают устойчивое и успешное развитие бизнеса. Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан», рассказывает, как ESG-технологии меняют дорожно-строительную отрасль.

Экопереходы как часть ESG
Современные безопасные дороги не должны наносить вред природе. Чтобы животные могли беспрепятственно пересекать автомагистрали, строятся специальные экопереходы. Чаще всего это экодуки — тоннели и мосты, замаскированные под естественный ландшафт. Экопереходы способствуют сохранению цельной среды обитания не только крупных зверей, но и мелких млекопитающих, птиц, рыб и насекомых. Сооружения также снижают аварийность на дорогах, ведь появление животного на проезжей части может стать причиной ДТП.

Первые экодуки начали строить в Европе в середине прошлого века: сначала во Франции, а затем в Германии, Нидерландах, Швейцарии и других странах. Экопереходы также распространены в США и Канаде. В США могут соорудить самый длинный в мире мост для перехода диких животных, прежде всего бизонов, — более 1 км. Для этого планируется реконструировать старый мост через реку Миссисипи между Айовой и Иллинойсом.

В нашей стране первый экодук появился в 2016 году на трассе М3 «Украина». С тех пор безопасных переходов для животных становится все больше. Например, в ходе строительства участка Центральной кольцевой дороги ЦКАД-3 компания «Автобан» соорудила пять экодуков, самый большой из которых составляет 95 м в длину и 20 м в ширину. Металлическая сетка по границе отвода дороги защищает животных от попадания под машины, а двухметровые защитные экраны изолируют их от дорожного шума.

Очистные сооружения на путепроводах
Если не принимать строгие меры, дорожно-строительные комплексы могут загрязнять токсичными отходами почву, воду и воздух. Охрана водных ресурсов — важнейшая составляющая заботы об окружающей среде, территориях обитания животных и растений. Среди главных источников загрязнения поверхностных вод при эксплуатации трасс — сток с магистралей и мостов, неочищенные или плохо очищенные сточные воды, фильтрационные утечки токсичных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений.

Если раньше отходы стекали с автодорожных мостов в реки, то в современном мире применяются водоотвод и очистка поверхностных стоков для защиты водоемов от загрязнений. При эксплуатации очистных сооружений должны приниматься во внимание условия, в которых они находятся, и специфика самих сточных вод. Среди требований к таким сооружениям — высокая эффективность очистки, отсутствие отрицательного воздействия на людей и окружающую среду, возможность работы при отрицательных температурах, долговечность и экономичность.

Например, в системах водоотведения компании «Автобан» вода, собранная с дорожного покрытия, поступает в очистные сооружения и проходит до трех ступеней очистки. После этой процедуры вода сбрасывается в специально предназначенных для этого местах.

Энергоэффективность работы техники
Использование энергоэффективных технологий — важное условие для построения современной экономики, в том числе дорожно-строительной отрасли. При возведении любого значимого объекта дорожной инфраструктуры компании должны уделять внимание экологической составляющей. Транспорт — один из наиболее энергоемких секторов экономики. Чтобы повысить энергоэффективность работы, сегодня применяется техника, которая соответствует современным стандартам, потребляет меньше топлива, производит меньше выхлопов, минимизируя тем самым загрязнение окружающей среды.

Асфальтобетонные заводы
Экологически безопасное строительство дорог предполагает использование «зеленых» технологий при производстве асфальта. Например, холдинг «Автобан» планирует в ближайшие годы на 50% сократить выброс пыли и продуктов горения при производстве дорожного покрытия.

Максимально экологичное производство асфальта связано со снижением затрат, повышением энергоэффективности и мониторингом выбросов. Увеличение энергоэффективности может подразумевать вторичное использование энергии в производственном процессе, а также более экономичный расход топлива. Для того чтобы минимизировать углеродные выбросы, на предприятиях применяют установки для производства смесей с использованием переработанного асфальта.

Ресайклинг отличается высокой экологичностью, способствует снижению выбросов CO2, уменьшает энергопотребление и затраты на производство. Внедрение систем по расчету цикла эмиссий CO2 на заводе позволяет контролировать выбросы и приводить их в соответствие с существующими нормами. Кроме того, для очистки вредных выбросов используются различные современные технологии.

Преимущества развития ESG
Среди важных преимуществ приверженности концепции ESG для компаний можно назвать поддержку со стороны правительства, а также повышение качества и эффективности работы, привлечение специалистов, новые контракты и создание сильного бренда.

Дорожное строительство уже несколько десятилетий идет по пути экологической безопасности. Поддержка крупными игроками дорожно-строительной отрасли принципов ESG позволяет сделать все возможное для защиты окружающей среды и ее обитателей, а также минимизировать воздействие производства на экологию. Дальнейшее развитие экономики возможно только при ответственном отношении к ресурсам нашей планеты.

Ранее +1Платформа рассказывала про мифы о российских дорогах, которые пора развеять. Дорожно-строительная отрасль в России активно развивается. Но многие люди до сих пор уверены, что в нашей стране все дороги плохого качества и что так будет всегда.

Источник: https://platform.plus-one.ru/news/2022/01/13/3120-esg-tehnologii-v-dorozhnom-stroitelstve