Сфере дорожного строительства необходимы правовые изменения

28.04.2023

Ключевым событием Национального форума инфраструктурных компаний, прошедшего на этой неделе, стало пленарное заседание «Основные приоритеты транспортного строительства: основные вызовы и пути решения» при модераторстве Президента РСПП Александра Шохина. Помимо руководителей крупнейших строительных компаний и финансирующих организаций в обсуждении принял участие директор департамента строительства Правительства Российской Федерации Максим Степанов.

В рамках пленарного заседания участники форума обсудили пятилетний правительственный план дорожного строительства на 2023-2027 годы и возможности совершенствования правового регулирования отрасли.

Согласно пятилетнему плану на 2023-2027 годы планируется построить и привести в нормативное состояние более 140 тысяч км автомобильных дорог. Еще 4 тысячи км планируется модернизировать и расширить.

Однако, последняя декабрьская корректировка пятилетнего плана привела к сокращению объемов реализации проектов: по строительству и реконструкции в 2023-2025 годах – более, чем на 30%; по капитальным ремонтам и содержанию автомобильных дорог – на 18%. При этом из общего количества объектов, планируемых к строительству и реконструкции в 2024 году, только пять новых – это всего 2% от общего числа.

Генеральный директор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан», член НАИК Алексей Андреев рассказал о практике реализации концессионных проектов компанией «Автобан» и отметил их более высокую эффективность в сравнении со стандартными строительными контрактами и долгосрочными инвестиционными соглашениями (ДИС).

Помимо снижения объемов работ, дорожники обеспокоены затяжным инвестиционно-строительным циклом, связанным с несовершенством нормативной базы и технического регулирования в отрасли. Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) была проведена работа по анализу клиентского пути по пяти этапам реализации проекта и выявлены процедуры, которые можно сократить. Ожидается, что предложения по оптимизации, подготовленные НАИК, облегчат бюрократическую составляющую работы дорожников:

• количество документов, сведений, материалов, согласований в сфере строительства сократится с 751 до 650,
• все обязательные технические требования в сфере строительства будут переведены в статус добровольных к применению,
• будет обеспечена нормативная возможность использования иностранных стандартов технического регулирования,
• будет создан цифровой реестр документов, сведений, материалов, согласований,
• будет создан цифровой реестр технических требований в сфере строительства,
• будет запущена единая информационная система «Стройкомплекс.РФ».

Среди прочих предложений, выдвинутых на рассмотрение холдингом «Автобан» – пересмотр условий, позволяющих подрядным организациям привлекать кредитные ресурсы в 2023 году для опережающего финансирования строящихся объектов. На данный момент ставка по кредитному договору составляет не более 50% ключевой ставки ЦБ РФ. Субсидию предполагается предоставлять в размере 60% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора. «При таких показателях кредитные организации не будут заинтересованы в предоставлении льготных кредитов, поскольку не получат экономической выгоды. Мы предлагаем определить льготную ставку как процентную ставку по кредитному договору в размере 0,3% годовых, а размер субсидии рассчитывать исходя из 100% ключевой ставки ЦБ РФ», – комментирует Алексей Андреев.

Помимо этого, члены НАИК считают необходимым рассмотреть вопрос о включении в число заказчиков в рамках постановления №1312 Госкомпанию «Автодор», либо разработать иной механизм предоставления субсидий в целях компенсации расходов на досрочное исполнение договоров на выполнение работ по строительству объектов, заключенных с «Автодором».

«Перспективы бросают вызов всем участникам дорожного строительства. Новые геополитические приоритеты, санкционное давление, недостаток «длинного» финансирования, необходимость пересмотра логистических цепочек – все это отражается на реализации планов и обязывает участников инфраструктурных проектов искать новые решения», – подытожил Алексей Андреев.