Транспорт России. Главная цель – ноль смертей

29.08.2021

Инновационные технологии для снижения аварийности на дорогах

Сегодня цифровые технологии помогают снизить количество ДТП на дорогах. Для этого в городах появляются интеллектуальные транспортные системы, а для строительства трасс используют современное дорожное покрытие и “умную” разметку. Разбираемся в новых решениях на дорожно-строительном рынке с помощью эксперта.

Главные причины ДТП

Согласно официальной статистике, аварийность и смертность на дорогах в России за I квартал 2021 года снизились почти на 30%. Однако каждый год в авариях во всем мире все равно погибает большое количество людей. Одна из главных причин ДТП – плохое качество дорог. Также имеет значение нарушение водителями правил обгона, проезда пешеходных переходов, вождение в нетрезвом состоянии, несоблюдение дистанции, превышение скорости, выезд на встречную полосу, невнимательность за рулем.

Хорошая новость в том, что на многие факторы риска можно повлиять. И важно не только улучшить качество дорог посредством внедрения новых технологий, но и снизить воздействие человеческого фактора на ситуацию. Для этого необходимо создать качественную и надежную транспортную инфраструктуру и оснастить ее различными “умными” устройствами, которые в нужный момент могут помочь водителю сориентироваться в обстановке на дороге. Здесь важно сочетание стандартных, проверенных временем решений и инновационных технологий, внедрение которых выходит на первый план во всех странах, в том числе и в России.

В городах и за их пределами дороги станут безопаснее для всех участников движения, когда различные сенсоры и датчики смогут отслеживать трафик, контролировать скорость машин, погоду, будут созданы условия для движения беспилотников, автомобили будут взаимодействовать между собой, а потоком будет управлять продвинутая компьютерная система. В этом и заключается концепция “умных” дорог.

Безопасность – приоритет

Снижение аварийности на дорогах – один из приоритетов федеральной программы “Безопасные качественные дороги”. В отношении безопасности кампания “Автобан” ставит цель к 2024 году снизить смертность на дорогах в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом, а количество мест, где часто происходят ДТП, – в 2 раза.

Согласно нацпроекту БКД, не менее 50% региональных дорог должны соответствовать существующим нормативам, то есть быть ровными и без дефектов, также предполагается создать пешеходные переходы с искусственными неровностями, построить внеуличные переходы, разделить встречные потоки, обеспечить видимость пешеходов ночью.

“Безопасные качественные дороги” не обошли вниманием и инновационные решения: 80% контрактов на строительство и содержание дорог к 2024 году должны заключаться с дальнейшим применением новых технологий. Такое решение призвано поддержать постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 о необходимости повсеместного внедрения BIM-технологий, которые позволят создать полную модель дороги (так называемый цифровой двойник), а значит, учесть все нюансы ее строительства, предусмотреть особенности эксплуатации и оптимизировать себестоимость. Информационное моделирование – важный шаг к нулевому показателю смертности в дорожных авариях.

ИТС в городе и на трассах

Разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) – это сложная и важная задача, решение которой поможет снизить аварийность. С точки зрения безопасности “умные” дороги способны оптимизировать маршруты транспорта, своевременно оповещать участников дорожного движения о ситуации на дороге, предупреждать о приближении пешехода, прогнозировать вероятность возникновения аварии, предотвращать пробки на дороге, которые могут привести к авариям.

Во всем мире разрабатываются и внедряются новые ИТС. Страны ЕС, США и Япония уже развернули масштабную интеллектуальную автомобильную среду как в городах, так и на шоссе между населенными пунктами.

Развитие интеллектуальных транспортных систем – одно из приоритетных направлений БКД В планах – внедрение инноваций по всей стране, а пока “умная” система действует в Москве и некоторых других городах Центральной России. Она объединяет светофоры, детекторы транспорта, метеостанции, информационные табло. К системе подключены парковки, дорожный патруль и ситуационный центр Центра организации дорожного движения. Использование “умной” системы уже дало свои результаты: за десятилетие к 2020 году смертность на дорогах столицы снизилась почти в два раза. А, например, интеллектуальная транспортная система в Белгородской области помогла уменьшить аварийность на 10%.

Также планируется сделать интеллектуальными российские трассы. Так, уже в 2019 году порядка 80 участков федеральных трасс и 40 участков региональных в той или иной степени были оснащены интеллектуальными транспортными системами.

“Умная” разметка

Снижению ДТП может способствовать и “умная” разметка.

Дорожное полотно может быть покрыто специализированными элементами – люминесцентными или светодиодными. Такая разметка может оповещать водителей о дорожной обстановке, освещать дорогу, оптимизировать трафик и, конечно, снижать количество аварий. Если говорить о люминесцентной разметке, то на дорогу наносится специальная краска, которая днем поглощает свет, а ночью, наоборот, его излучает.

Разметка может не просто быть нанесена краской, но и включать магнитные датчики в качестве дополнительных модулей. В этом случае автомобиль окажется в своеобразном магнитном коридоре, границы которого будут определяться вне зависимости от погодных условий. Для реализации такого проекта необходимо и машины научить понимать язык магнитной разметки.

Безопасное покрытие

Поддержание температурного режима – очень важный фактор обеспечения безопасной эксплуатации дорожного полотна. Зимой нагрев покрытия может предотвращать образование гололеда, а после дождя – сокращать время высыхания.

Среди современных решений хочется отметить аккумуляцию солнечной энергии и использование теплового коллектора. Солнечные батареи, надежно защищенные от внешнего воздействия, укладываются на самое обычное дорожное покрытие. Это эффективный способ получения энергии, но весьма дорогой. Другой вариант – накопление тепловой энергии на протяжении дня тепловым коллектором при помощи жидкого теплоносителя, который располагается под дорожным покрытием.

Полученная энергия может идти на обогрев транспортных объектов и тоннелей, а также на освещение.

Нулевая смертность

Главная цель – это ноль смертей на дорогах. Снижение ДТП – задача, для решения которой потребуется приложить много усилий – как государству, в том числе в плане подготовки соответствующей законодательной и нормативной базы, так и всем игрокам дорожно-строительной отрасли и, конечно, самим водителям.

Юлия Штрек, директор по экономике и финансам строительно-инвестиционного холдинга “Автобан”.