Расходы дорожно-строительных компаний вырастут на 20%

21.04.2020

Пандемия коронавируса и последующий карантин, обвал цен на нефть и национальной валюты изменили дорожно-строительный рынок почти до неузнаваемости. Расходы дорожно-строительных компаний в ближайшее время вырастут как минимум на 20%.

Черный март 2020

Практически во всех странах мира из-за эпидемии коронавируса были введены карантинные меры, включающие в том числе ограничение на выход из дома и перемещение граждан. В России меры не настолько жесткие, за исключением Москвы, где с 30 марта выходить из дома люди могут только в случае неотложной необходимости.
Согласно разъяснениям Минтруда РФ организации, осуществляющие деятельность в сфере дорожного строительства, относятся к непрерывно действующим организациям. Несмотря на разразившуюся эпидемию, реализацию Национальных проектов, включая проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», никто не приостанавливал, и дорожно-строительные компании вынуждены на ходу перестраиваться на работу в режиме повышенной готовности.

В частности, строительно-инвестиционный холдинг «Автобан» перевел офисных сотрудников на работу в режиме онлайн. Для максимальной безопасности рабочих и посетителей в вахтовых городках дорожники развернули работу фельдшерских пунктов скорой помощи и установили мобильные изоляторы. Всех сотрудников на строительные площадки и в вахтовые городки доставляет служебный транспорт, исключая общественный транспорт и личные автомобили. Все служебные помещения и места временного проживания сотрудников холдинга проходят ежедневную дезинфекцию. Во всех столовых, помимо поветривания, уборки и дезинфекции, проводится обеззараживание воздуха ультрафиолетовыми излучателями. «Автобан» открыл круглосуточный колл-центр 8-800-555-98-18, операторы которого информируют о графиках работы и всех изменениях, происходящих в структурных подразделениях холдинга. Колл-центр открыт не только для сотрудников холдинга – родственники, партнеры, субподрядчики также могут звонить и уточнять интересующую информацию в любое время. По данным заместителя руководителя Росавтодора Виктора Тимофеева в организациях дорожной отрасли 7 % персонала переведены на дистанционный режим работы, 9 % находится в отпусках и еще 5 % находится на больничном и на карантине.

Рубль снова в пике

Срыв сделки ОПЕК+ вкупе с резким снижением спроса на фоне пандемии коронавируса привел к рекордному падению цен на нефть. Так, 1 апреля 2020 г. цена нефти российской марки Urals снижалась до $10,43 за баррель – это минимальный уровень с февраля 1999 г. Рубль отреагировал предсказуемо – в марте 2020 г. он обвалился на 25% к евро и на 20% к доллару.
Кредиты опять станут дороже?

В ноябре 2014 года ЦБ РФ отказался от регулярных валютных интервенций и объявил о досрочном введении режима свободно плавающего курса рубля. Основным трансмиссонным механизмом в ответ на девальвацию рубля стало увеличение сделок прямого репо и повышение ключевой ставки. Так, в декабре 2014 года ключевая ставка была повышена до 17%. В условиях недостатка валютной ликвидности у коммерческих банков и крупных предприятий, на сегодняшний день ЦБ РФ может снова повторить опробованные схемы девальвационных механизмов и сжатия денежной массы путем поднятия ключевой ставки. Это неизбежно приведет к увеличению ставок по кредитам как для населения, так и для крупных предприятий

Что ждет дорожников?

Кризисы 2008 и 2014 гг. показали, что девальвация рубля влечет за неизбежное повышение цен практически на все товары и услуги. Особенно значительное негативное воздействие падение рубля оказывает на российский дорожно-строительный рынок, находящийся в сильной зависимости от импортной дорожно-строительной техники, лабораторного оборудования и комплектующих. Так, по данным ассоциации «Росспецмаш», объемы импортных машин составляют в среднем более 70% от общего объема дорожно-строительной техники. И если наши катки и грейдеры еще могут составить какую-то конкуренцию импортным вариантам, то аналогов многих видов зарубежных асфальтоукладчиков, перегружателей асфальтобетона, ресайклеров и дорожных фрез просто не существует.

Машины отечественного производства также сильно зависят от иностранных комплектующих. Например, российский бульдозер EC10 оснащается двигателем Deutz, трансмиссией DANA и бортовым редуктором Bosch-Rexroth. Это значит, что расходы на обновление и ремонт дорожно-строительной техники вырастут как минимум на 20%, что приведет к крайне негативным последствиям. Так, по данным BusinesStat в 2015 году внутренний спрос на спецтехнику по сравнению с предыдущим годом снизился на 53%, опустившись с 55,5 тыс. до 25,8 тыс. единиц. Наименее подвержены росту цен будут строительные материалы, почти все виды которых производятся в России.

Перевод сотрудников на удаленную работу также потребует немало времени и средств – всех необходимо будет обеспечить корпоративными ноутбуками, наладить доступ к корпоративным серверам, составить регламенты проведения онлайн совещаний и встреч.

Крупные дорожно-строительные компании располагают достаточной финансовой стабильностью и смогут адаптироваться к работе в новых условиях. Мелкие и средние дорожные компании, особенно региональные игроки, работающие на грани рентабельности, могут не выдержать роста расходов, увеличения процентых ставок по кредитам и уйти из отрасли.

«2020 год станет еще одной проверкой на прочность для всех дорожно-строительных компаний, – комментирует Денис Анисимов, заместитель генерального директора по экономическому развитию и инвестиционным проектам строительно-инвестиционного холдинга «Автобан». – Особенно сложно придется региональным дорожным компаниям. Для стабильной экономики развитая сеть автодорог – неотъемлемое условие. И если дорожная отрасль будет финансироваться по остаточному принципу, области гарантированно столкнутся с серьезным долгосрочным инфраструктурным и экономическим кризисом. Отказ от строительства новых федеральных и региональных магистралей, от реконструкции дорог и развязок, от финансирования дорожной отрасли грозит не только многочисленными банкротствами, но и долгосрочным спадом российской экономики и сокращением занятости населения. И, напротив, финансирование активного дорожного строительства со времен Великой депрессии в США остается признанным как один из наиболее эффективных инструментов стимулирования экономикии и преодоления кризиса».